В данном разделе сотрудники Института социологии РАН и другие социологи рассказывают о своём пути в социологию.
Издание “Как и почему я стал социологом” доступно на официальном сайте Института социологии РАН (см.здесь). Скачав его, вы сможете в удобном формате прочесть все тексты разом или выбрать по содержанию те, которые вас больше заинтересуют.
Если Вы хотите, чтобы Ваша история была размещена на нашем сайте, присылайте Ваши сообщения нам на адрес presscenter@isras.ru с темой письма “Как и почему я стал социологом”.
Маликова Н.Р.
Как возникает стремление стать социологом? Мотивация выбора профессии различна. У меня, она была спровоцирована одновременным знакомством с диаметрально противоположными определениями социологии: реакцию недоверия, неприятия вызвал «Словарь-справочник Пропагандиста» где социология определялась как буржуазная лженаука. Иным, ценностным ориентиром выбора профессии, захватившим воображение и душу. стали строки П. Сорокина: «Социология – наука живая <.>, о «вечной злободневности» вопросов, ею изучаемых<.>, говорящая « de te fabula narratur («это о тебе идет речь»), помогающая «ориентироваться в окружающих явлениях». весь текст
Алексеев А.Н.
Я, наверное, один из немногих социологов, имеющих базовое филологическое образование. Поступал на языковое, славянское отделение и готовился стать (мать, самодеятельно обучавшая меня основным европейским языкам, надеялась меня увидеть…), ну, если не полиглотом, то, по крайней мере, специалистом в области языкознания. весь текст
Кайшаури Е.И.
Дело в том, что я специалист с двумя высшими образованиями, каждое из которых лишь косвенно связано с социологией. В соответствии с первым своим красным дипломом я экономист труда, со вторым – переводчик в сфере деловых коммуникаций. Разумеется, во время обучения на общеэкономическом факультете РЭУ им. Г.В. Плеханова профессора читали нам общую социологию, однако, всерьез я ни разу не задумывалась над работой именно в этой сфере. весь текст
Журавлева И.В.
Впервые о социологии я услышала от Юрия Александровича Левады, который читал курс лекций на факультете журналистики МГУ нам четверокурсникам. Это было здорово, до сих пор храню вышедшие чуть позже ротапринтной книжкой Лекции по социологии Левады Ю.А.. Пару месяцев спустя перед отъездом на летние каникулы в родной Таганрог я увидела маленькое объявление на двери факультета о том, что можно поучаствовать в социологическом исследовании в Таганроге. Так неожиданно возможности совпали с интересом к непонятной науке. весь текст
Здравомыслов А.Г.
Мое социологическое самоопределение — 1956–1960 годы — началось в аспирантуре. Надо сказать, что студенческий и аспирантский периоды очень резко отличались друг от друга. На факультет возвратились несколько репрессированных профессоров. Среди них Лазарь Осипович Резников, специалист по теории познания, и Моисей Вульфович Эмдин, читавший спецкурс по гегелевской философии <…> Лазарь Осипович посоветовал мне найти диссертационную тему, которая не была бы истасканной; она должна была стать своего рода точкой притяжения множества идей, но именно точкой, а не огромным пространством, в котором можно потеряться. И я такую тему нашел. весь текст
Климова С.Г.
В 1969 году я закончила Московский государственный историко-архивный институт, и меня послали работать в отдел НОТ Института автоматизированных систем управления. Тогда была такая идея, что с помощью мощных компьютеров (у нас в институте стоял «Минск», который занимал целый этаж и без конца гонял магнитные ленты и перфокарты) можно управлять целыми отраслями. Но компьютерному управлению должна сопутствовать рациональная организация труда людей и правильный документооборот. Вот этим, собственно, мы и должны были заниматься. весь текст
Григорьева Е.И.
Меня всегда привлекали технические науки и инженерные специальности. Выбор конкретного вуза – я закончила МИЭМ*, факультет Вычислительной техники – предопределил старший брат. Мы с ним закончил один факультет по одной и той же кафедре с разницей в четыре года. Считаю, что образование получила очень хорошее. Наша профессия молодая, и преподаватели старались не только дать нам необходимые знания, но и научить думать, учиться… весь текст
Засыпкин В.П.
Прежде чем ответить на эти вопросы. Наверное, правильнее ответить на основной вопрос, а стал ли я социологом? Без ложной скромности скажу, что уверено ответить на него я не могу. С одной стороны, потому что не имею базового социологического образования, хотя понимаю, что это не только моя история. Но с другой, не могу, потому что не считаю этот процесс терминальным, хотя понимаю, что такая позиция может быть и следствием первой. И все же… весь текст
Батыгин Г.С.
В конце сентября я случайно пришел в Институт социологических исследований. Здесь меня не спросили ни о партийности, ни о рекомендации в аспирантуру (которой у меня не было). Мне задали гениальный вопрос: “А вы уверены, что сможете сдать экзамены?” Я говорю: “Конечно, да”. — Естественно, я же отличник, я Аристотеля знаю. — “А социологию вы сдадите?” Слово “социология” для меня было внове. Но тем не менее у меня взяли документы, и я стал готовиться к экзаменам. весь текст
Давыдов А.П.
Я по образованию китаист, в 1965 г. окончил Институт Восточных языков при МГУ имени М. В. Ломоносова, ныне Институт стран Азии и Африки. А сейчас специалист по социокультурному анализу социальной динамики России. Произошла революция, переворот в биографии, в профессиональном интересе и, соответственно, в специальности. Как это произошло? Почему? весь текст
Шереги Ф.Э.
Естественно, как и у всех в молодости, у меня были планы реализовать себя в профессии, но то были мимолетные увлечения: стать священником (католическим, так как в этой церкви я посещал курсы), поэтом или писателем, мясником (пойти по стопам отца), а в выпускном (10-м) классе школы – юристом или философом. В итоге, после семи лет обучения в венгерской и трех лет обучения в русской школе, я поступил на математическое отделение физико-математического факультета Ужгородского университета (Ужгород – столица Закарпатья). весь текст
Корнилова М.В.
Я родилась и выросла в семье военного. Поэтому моя профессиональная карьера была предопределена. Мне предстояло выбрать непременно серьезную и уважаемую профессию, как сейчас говорят – социально-значимую. Родители решили, что врач, или учитель – самые подходящие для меня специальности. Поскольку мы тогда жили в маленьком провинциальном городке, где данные профессии были очень востребованы – я была не против. Но время шло, и мой авантюрный характер, подталкивал меня на поиски чего-то нового, неизведанного. весь текст
Дробижева Л.М.
В социологию я пришла из истории. После завершения аспирантуры в Институте истории мне поручили заниматься «современными республиканскими отношениями». Погрузившись в изучение возможных, доступных тогда в 70-х годах источников, я поняла, что они реальную жизнь отражают неполно или искажённо. Узнав от коллег, что В. А. Ядов читает лекции в Академии общественных наук, я по знакомству стала проходить в это закрытое для «простых научников» учреждение. Лекциями Ядова я была заворожена. весь текст
Грушин Б.А.
Моя диссертация была написана в 55-ом году, по окончании аспирантуры, но ее уже по первому разу провалили начисто. На нас обрушилась беда. Достаточно сказать, что еще в 57-ом году, в начале “оттепели”, портрет Щедровицкого повесили при входе, чтобы его не пускали на факультет. Столь опасным (по мнению начальства) было наше влияние на студентов. Так и ушли мы с факультета “ревизионистами”. весь текст
Татарова Г.Г.
Закончила механико-математический факультет Казанского университета в 1967 году, получила диплом с отличием. Возник вопрос: Что делать? О науке не помышляла. Выбрала (в те времена отличникам можно было выбирать распределение, хотя и по ограниченному списку) — НИАТ (научно-исследовательский институт авиационной технологии). Какая это была скука работать программистом в отраслевом институте (с жестким режимом) среди мрачных старых дев во главе с некреативным начальником. И это после студенческой жизни, где все бурлило — я была членом комитета комсомола университета, занималась спортом и туризмом, участвовала в работе ХV-го съезда ВЛКСМ и т.д. весь текст
Шилова В.А.
В 1995 году я с отличием окончила ныне Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ) и получила диплом режиссёра театра. Мечта детства сбылась, я начинающая актриса, дипломированный режиссер, но будущее виделось как будто в тумане, семейная жизнь никак не совмещалась с работой в театре («гнезде разврата и позора»), поздние репетиции, спектакли, не всегда идеальные и одобряемые семьей сценические образы. Внезапно появилась, благодаря д.социол.н., проф. Сподин Игорь марафонец Тамары Завеновны Адамьянц (за что я крайне ей признательна) уникальная возможность поступить в магистратуру Республиканского центра гуманитарного образования (в настоящий момент Государственный академический университет гуманитарных наук) на базе Института социологии РАН. Произошло мое знакомство с выдающимся учёным Тамарой Моисеевной Дридзе. В последствие она стала моей научной мамой, руководителем моей магистерской, а затем и кандидатской диссертации. весь текст
Жаворонков А.В.
Грядут великие юбилеи. Через два года Институту социологии РАН, в котором провидение подвигло меня непрерывно трудится со дня основания, “стукнет” полвека. В апреле следующего года исполняется 50 лет выполнения Институтом общественного мнения “Комсомольской правды” по заданию отдела пропаганды ЦК КПСС первого Всесоюзного зондажа “Гимн”. Проведенный за 5 дней в 16 регионах зондаж-молния мнений 3500 человек по поводу слов и музыки гимна страны лег в основу принятого правящей партией решения. весь текст
Божков О.Б.
Еще будучи студентом факультета журналистики ЛГУ я сотрудничал с «Ленинградской правдой» и «Сменой», а в 1963 году попал в газету объединения «Светлана». Тогда это было огромное объединение, в котором работали более 30 тыс. человек. Основной контингент – молодые девушки, преимущественно – лимитчицы. Жили они, как правило, в общежитиях или в съемных квартирах. И очень надеялись, что рано или поздно получат и постоянную прописку в Ленинграде, и постоянное жилье. У них было много самых элементарных, прежде всего, бытовых проблем. весь текст
Яницкий О.Н.
С детства я мечтал стать живописцем и даже кое-в-чем преуспел: были выставки моих этюдов, я иллюстрировал книги и др. В годы, когда я рос и учился, не было у нас никакой социологии, но была масса других интересных вещей. Но сначала было главное: очень интересное и разнообразное окружение, которое делилось примерно пополам: с одной стороны – выдающиеся ученые, исследователи Арктики, летчики, а с другой – художники и музыканты. Психологи говорят, что полушария человеческого мозга «отвечают» за разные сферы нашей деятельности: одно – за разум и способность к рациональной активности, другое – за чувства и эмоции. Так я разрывался примерно до 21 года, когда разумное начало перевесило, и я сделал выбор в пользу науки. весь текст
Усачева О.А.
Мой путь в профессию, как мне сейчас видится, был определен складом мышления и встречей с научным руководителем. Я не мечтала стать социологом, но всегда понимала, что у меня больше способностей к гуманитарным направлениям, а не естественным или техническим. За год до поступления я начала примеривать на себя потенциальные специальности и остановилась на психологии и социологии. Последняя, как мне показалось, открывает более широкие перспективы, тем более что с психологией она тесно связана. Семья мой выбор поддержала, и я пошла на подготовительные курсы. весь текст
Ядов В.А.
Игорь сыграл решающую роль в моем, как говорят постмодернисты, проекте профессиональной жизни. Понятие «проект» здесь уместно, ибо возник он благодаря Игорю, не был предначертан теми структурами, в которых меня формировали. Мы оба преподавали на философском истмат. И однажды Игорь говорит: «Володя, мне попалась книга Гуда и Хатта о методах социологического исследования. Посмотри, я думаю, тебе будет интересно». весь текст
Ключарев Г.А.
Мой путь в социологию оказался долог и тернист: я пытаюсь понять, как имея философскую степень, оказался в социологии. По основному профессиональному образованию я учитель физики на английском языке. Нас готовили в МГПИ им.Ленина для работы в африканских странах, к которым в СССР был интерес. Но к моменту окончания вуза интерес к этим странам исчез и мы были предоставлены сами себе. весь текст
Шлыкова Е.В.
“Мыслить как социолог” – это когда в компании друзей рассказывают об изобретении специальных светофоров для людей, “слишком увлеченных гаджетами”; кто-то удивляется, кто-то смеется или ставит под сомнение нужность такого изобретения… А ты в этот момент думаешь: “Мы имеем дело с проявлением описанного П. Штомпкой феномена подмены “реальной реальности виртуальной”. Участившиеся ДТП с “гаджетозависимыми” членами общества свидетельствуют о рискогенности рассматриваемого феномена, а само изобретение – о широких масштабах распространения явления, обусловливающих попытку общества защититься от неблагоприятных последствий специфического риска…” весь текст
Попова Е.С.
Совсем маленькой я хотела быть моряком. Девочкой постарше – археологом, геологом или спелеологом. Класса с седьмого школы предпочтения менялись много раз: адвокатом, психологом, писателем, журналистом. Но мне посчастливилось стать социологом. И чем больше я работаю, тем больше понимаю, что именно эта профессия сочетает в себе многое из всех тех, о которых я мечтала. весь текст
Силин А.Н.
Я не мечтал с детства стать социологом просто потому, что мы о такой науке и не слыхали. А решил я быть экономистом-нефтяником и стал им, окончив Тюменский индустриальный институт. Работал в нефтегазовых НИИ, поступил в аспирантуру в СОПСЕ при Госплане СССР и выбрал тему по оценке влияния социальной инфраструктуры на развитие нефтегазового комплекса. Подсчитал, что каждый рубль, «сэкономленный» на социальной сфере Тюменского нефтегазового комплекса, приводит к убытку для народного хозяйства в размере 4 рубля. Разумеется, работа была с грифом «ДСП». Защитился по региональной экономике. весь текст
Тощенко Ж.Т.
После окончания истфака Московского университета меня как Ленинского (Сталинского) стипендиата ждала аспирантура — путь для становления историком был предопределен. Но в это время как и многие тысячи молодых людей моего поколения я отозвался на призыв стать одним из участников строительства новых предприятий и новых городов в Сибири. Нет, я не собирался прощаться с научной карьерой — я хотел проверить себя в реальной жизни, тем более, что опыт университетских преподавателей показал, что те из них, которые прошли жизненную школу, были более интересными и творчески убедительнее в своих занятиях с нами. весь текст
Бессокирная Г.П.
Сначала я стала респондентом. Шел 1968 год. Одесса. Я студентка университета. На семинаре по историческому материализму (был такой предмет в советских вузах) нам раздали анкеты и попросили их заполнить. Предваряя процедуру опроса, Ирина Марковна Попова (наш преподаватель) сказала несколько слов о социологии … весь текст
Бляхер Л.Е.
Ответить на вопрос «как» не сложно. За компанию. В 1997-м году попал на школу молодых ученых. В тот период я числил себя в социальных философах, был кандидатом философских же наук. Но философии в списке направлений не оказалось. Потому выбрал самую близкую мне специальность – социологию. До того к социологии обращался эпизодически. В основном интересовался техникой проведения опросов и интервью. Штудировал по этому поводу разные умные книжки. В первую очередь В.А. Ядова. Конечно, читал и «общих классиков» для философов и социологов от Спенсера от Гидденса. Но социологом себя не осознавал. весь текст
Аристова Н.Г.
Социология пришла ко мне сама. Я хотела стать филологом-классиком и после окончания самой обычной московской школы пришла поступать в МГУ им. Ломоносова. Год был нечетный, а набор на классическое отделение проводился только в четные годы. Рядом с филологическим факультетом были два привлекательных – юридический и философский. В первом мне понравилось изучение латыни и римского права, а во втором обнаружилось отделение психологии. весь текст
Чирикова А.Е.
Мой приход в социологию был с одной стороны неожиданным, с другой закономерным. Я закончила факультет психологии МГУ им. Ломоносова в середине 70-х годов и не мыслила себя никем, кроме как психологом. Однако устроиться на работу в Институт психологии мне не удалось, и пришлось долго искать место, где хоть в какой-то степени могли бы быть востребованы моя степень по психологии и моя любовь к этой науке. Через какое-то время такое место было найдено. весь текст
Мастикова Н.С.
Будучи рожденной в семье, где все по профессии физики, мне также хотелось им стать. Но так сложилось, что родители были серьезно убеждены, что не хотят для меня такой судьбы, а мама в то время увлеклась социологией. На семейном совете было решено, что мне нужно поступать именно в ГАУГН. Первые два года обучения в вузе составляли преимущественно общеобразовательные предметы, я не совсем понимала, чем буду заниматься и верный ли сделала выбор. Все было достаточно неопределенно до одного дня, который фактически предопределил всю мою дальнейшую судьбу. весь текст
Ваньке А.В.
Моя жизнь связана с социологией с момента поступления на Социологический факультет МГУ им. Ломоносова в 2004 году. За 11-летний период своего профессионального становления я не пожалела о выборе, сделанном в пользу данной профессии. Это связано с тем, что социология открывает возможности как для познания общества, так и его изменения посредством полученного в ходе исследования знания. Таким образом, знание обладает способностью к трансформации и улучшению окружающей действительности. весь текст
Докторов Б.З.
Думаю, что в январе 1968 года мой приятель, физик, слушавший на своем факультете известные лекции Игоря Семеновича Кона, предложил мне сходить на какую-то открытую лекцию на факультете психологии и там познакомил меня с Коном. Я сказал Игорю Семеновичу, что я – математик и ищу работу. Кон пригласил меня на семинар, на котором сотрудники Владимира Александровича Ядова обсуждали общие концепции диспозиционной теории. Пришел, мало что понял, но встретил там знакомую по матмеху Галю Саганенко, теперь она – известный социолог, профессор Галина Иосифовна Саганенко. Она сказала, что работает в команде Ядова, я – что ищу работу. весь текст
Арутюнова Е.М.
Мой приход в социологию был немного запутанным. Я не выбирала социологию как профессию ни в школе, ни после нее. Я собиралась поступать и поступила на филологический факультет РУДН, потому что всегда интересовалась языками. На лингвистику было мало шансов пройти, поэтому выбор был в пользу классической филологии. Я отучилась один семестр, а затем, в силу целого ряда обстоятельств, преимущественно финансовых, пришлось переходить на другой факультет. весь текст
Константиновский Д.Л.
Призвание найдет человека, даже если он пытается уклониться от своей судьбы, – такой простой вывод напрашивается, когда я думаю о своем пути в социологию. Я закончил (в духе времени) технический вуз, работал в «почтовом ящике» и на ускорителе (тоже, конечно, в духе времени), а потом случайно встретил в Академгородке под Новосибирском (на «тусовке», выражаясь языком другого времени) социолога и понял, где мое место. весь текст
Мозговая А.В.
Сначала я мечтала стать геологом: меня увлекала перспектива исследований, путешествий по стране и миру. Позже я осознала, что мне интересно познавать не столько «дары земли», сколько людей на просторах нашей страны и за ее пределами, их внутренний мир, проблемы, заботы. весь текст