Григорьева Елена Ивановна

григорьеваРуководитель IT-Центра 

Подробнее о Григорьевой Е.И. см. на официальном сайте ИС РАН

 

 

 

 

Я не социолог!

Меня всегда привлекали технические науки и инженерные специальности. Выбор конкретного вуза – я закончила МИЭМ*, факультет Вычислительной техники – предопределил старший брат. Мы с ним закончили один факультет по одной и той же кафедре с разницей в четыре года. Считаю, что образование получила очень хорошее. Наша профессия молодая, и преподаватели старались не только дать нам необходимые знания, но и научить думать, учиться…

Несмотря на все передряги и сложности 90-х мы остались верны своей профессии. В конце 80-х я работала в организации под названием МЭВЦ** «Элекс», который позиционировал себя как программостроительный завод. Это была довольно крупная организация. Но к концу 80-х руководство решило организовать холдинг, разбив всю организацию на несколько малых предприятий, которые сами должны были обеспечивать себя и заказами, и средствами производства.

григорьеваОдин из коллег, в то время студент МИЭМ, увидел на стене в вузе объявление, что Институту социологии требуются системные программисты или интересующиеся этой отраслью. Системные программисты – это те, кто сейчас называются компьютерщиками.

Так я с коллегами попала в институт, где работаю уже более двадцати пяти лет. Сначала мы выполняли работы по обслуживанию mainframe (компьютер, размером в комнату), потом сами предложили расширить наши обязанности работой по обслуживанию персоналок … Шло время, жизнь выдвигала новые задачи, и мы старались соответствовать, помогать социологам, чем могли.

Сейчас в Институте социологии РАН есть IT-Центр, которым я руковожу. Обязанности свои мы понимаем очень широко. Обслуживание компьютерного парка до сих пор наша основная обязанность, но занимает не более 10-15% времени. Еще примерно столько же времени тратиться на решение текущих проблем – “не открывается файл”, “не понятно, как сделать табличку”, “не уходит письмо” и т. д.

Мы занимаемся и вопросами наукометрики и созданием и сопровождением интернет-портала, и созданием электронных изданий по своей оригинальной технологии. И даже, проводим семинары, на которых рассказываем о полезных возможностях, о приемах работы в ворде, экселе и т. д.

Есть в моей биографии и такая работа как разработка интерактивного задачника к учебнику М.К Горшков, Ф.Э. Шереги «Прикладная социология», уникальная разработка, до сих пор не имеющая аналогов.

Мне по жизни везло на людей, с которыми приходилось работать, много ярких личностей. А коллеги – не просто сотрудники, а соратники, единомышленники, всегда готовые подхватить новую  идею, предложить свою, и работают на результат, а не от звонка до звонка.

Никогда не считала себя социологом, не провожу исследования, не мыслю, как социолог, но 25 лет служу на благо социологов.

В профессиональный праздник День социолога меня многие поздравляют. А на моё замечание «не социолог я», говорят, что сообществу виднее.

* Сейчас это МИЭМ ВШЭ. В то время, когда я училась, аббревиатура расшифровывалось Московский институт электронного машиностроения. Позже, аббревиатура сохранилась, но расшифровывалась как Московский институт электроники и математики.
**Московский электронно-вычислительный центр 

Комментарий Б. Докторова

Такое восприятие своего места в социологическом сообществе, о котором пишет Елена Григорьева, знакомо многим сегодняшним социологам, входившим в науку во второй половине 1960-х. Тогда исследователи, занимавшиеся изучением различных социальных проблем, остро ощутили потребность в освоении математических методов и компьютера, без которых они не могли проанализировать результаты опросов. Так в Москве, Ленинграде, Новосибирске, Киеве, Тарту, в других городах страны в социологических коллективах появились молодые специалисты с математическим образованием. Они учили «язык социологии» и знакомили социологов с простейшими приемами математической статистики, методами математической типологизации, базовым правилам общения с ЭВМ. Некоторые из математиков довольно легко входили в среду социологов и достаточно быстро стали ощущать себя представителями этой профессии. Для других – процесс смены профессиональной самоидентификации проходил сложно, потребовались годы, чтобы человек назвал себя социологом. У меня ушло на эту «акклиматизацию» около 20 лет. В течение всего этого времени я видел себя математиком, работавшим в социологии.