Кандидат экономических наук, доцент
Старший научный сотрудник Сектора изучения повседневной деятельности и бюджета времени
Подробнее о Бессокирной Г.П. см. на официальном сайте ИС РАН
Социология: осознанный выбор и/или судьба?
Сначала я стала респондентом. Шел 1968 год. Одесса. Я студентка университета. На семинаре по историческому материализму (был такой предмет в советских вузах) нам раздали анкеты и попросили их заполнить. Предваряя процедуру опроса, Ирина Марковна Попова (наш преподаватель) сказала несколько слов о социологии и представила свою аспирантку Эмму Гансову (ныне доктор философских наук, профессор кафедры социологии Одесского национального университета). Данные о взаимоотношениях в студенческих коллективах нужны были Э. Гансовой для подготовки кандидатской диссертации. Прошел еще год. Ко мне обратился Сережа Бойченко (секретарь комитета комсомола нашего университета) с просьбой (я была членом этого комитета) подойти к И.М. Поповой и узнать поподробнее, что такое социология и чем социология может быть полезной для комсомола. Поскольку я уже знала Ирину Марковну, то смогла договориться о встрече и поговорить с ней без каких-либо проблем. Она предложила мне поучаствовать в конкретном социологическом исследовании, которое в это время проводила недавно созданная социологическая лаборатория Одесского госуниверситета им. И.И. Мечникова на одном из промышленных предприятий города. Я согласилась. В результате у моего диплома, который я защитила в 1970 году, было два руководителя: Екатерина Елисеевна Повитчанная (зав. кафедрой экономической географии) и Ирина Марковна Попова. Кстати, расселение работников (о нем я писала в студенческом дипломе) рассматривалось в будущем как один из факторов в моей кандидатской диссертации на тему «Влияние внепроизводственных факторов на удовлетворенность трудом и текучесть кадров».
После окончания университета из трех возможных вариантов дальнейшего жизненного пути (райком комсомола, аспирантура кафедры политэкономии, отдел социологических проблем управления Одесского отделения Института экономики Академии наук УССР) я выбрала социологию. В следующем году я поступила в очную аспирантуру в этом же институте по специальности «Научная организация и экономика труда» и продолжала работать на 0,5 ставки инженера в отделе. В 1974 г. Ирина Марковна Попова защитила докторскую диссертацию в Ленинграде. Это была третья защита диссертации по «Прикладной социологии» на соискание научной степени доктора философских наук в СССР. Ситуация сложилась так, что Ирина Марковна с группой сотрудников вернулись в Одесский университет. У меня было свободное распределение после аспирантуры, и я продолжила работать с ними младшим научным, а затем старшим научным сотрудником. Защищаться я хотела по «Прикладной социологии», но на кандидата экономических наук. Были две возможности: Москва или Новосибирск. Я выбрала Москву. Прежде всего, надо было сдать экзамен по специальности по месту защиты диссертации. Возглавлял экзаменационную комиссию Г.В. Осипов (как проходил экзамен – тема для отдельного эссе). Сдала экзамен с первого раза на «хорошо». Затем предстоял длительный путь к защите на диссертационном совете в Институте социологических исследований (так тогда назывался наш Институт). Случилось так, что накануне дня защиты (17 июня 1983 г.) вышло постановление Пленума ЦК КПСС, в котором были подвергнуты критике и Институт социологических исследований, и ЦЭМИ. В первой организации – моя защита. Вторая- ведущая организация. Я опасалась, что это помешает защите, но диссертационный совет проголосовал единогласно «за». Через несколько месяцев я получила диплом кандидата экономических наук по специальности «Прикладная социология» и стала дипломированным социологом. Однако профессионалом я смогла, по моему глубокому убеждению, стать только потому, что проработала многие годы в научном коллективе под руководством И.М. Поповой. (о его работе подробнее см.: И.М. Попова. Как становились на ноги и как разучились ходить // Социологический журнал. 2006. №1/2. С.. 147-170.).
На вопрос «Как я стала социологом?» мною дан детальный ответ. А на вопрос «Почему я стала социологом?» мне ответить труднее. Наверное, это был вполне осознанный выбор профессии уже на студенческой скамье, но, безусловно, и судьба. И.М. Попова преподавала именно на нашем факультете, но, если бы этого не случилось, то у судьбы был запасной вариант – комсомол послал бы к ней!. Именно в год, когда моя учеба в университете завершается, в Одессе образуется Одесское отделение ИЭ АН УССР, Ирина Марковна переходит туда работать и меня туда направляют работать по распределению. Далее. Василий Дмитриевич Патрушев во время командировки в Одессу поддержал мое решение защищаться в Москве и помогал мне потом в организационных вопросах на всех этапах защиты диссертации. В дальнейшем, когда я по семейным обстоятельствам переехала жить в Ближнее Подмосковье, меня взяли на работу в Институт социологии, в сектор, которым руководил В.Д. Патрушев. Теперь уже более 20 лет работаю в секторе изучения повседневной деятельности и бюджета времени Института социологии РАН. Я благодарна судьбе за встречу и долгую совместную творческую работу с Ириной Марковной Поповой и Василием Дмитриевичем Патрушевым, считаю их своими Учителями. Без них я бы не стала социологом.