Засыпкин Владислав Павлович

Засыпкиндоктор социологических наук, доцент

первый проректор Сургутского государственного педагогического университета

председатель Югорского отделения РОС. Сургут 

 

 

 

Как и почему я стал социологом?

Прежде чем ответить на эти вопросы. Наверное, правильнее ответить на основной вопрос, а стал ли я социологом? Без ложной скромности скажу, что уверено ответить на него я не могу. С одной стороны, потому что не имею базового социологического образования, хотя понимаю, что это не только моя история. Но с другой, не могу, потому что не считаю этот процесс терминальным, хотя понимаю, что такая позиция может быть и следствием первой. И все же …

Как? В Тюменском университете курса социологии нам не читали. Допускаю, что для этого времени (конец 80-х начало 90-х) может быть это и нормально. Вместе с тем уже тогда История КПСС была заменена на «СПИД» (так в студенческой среде мы называли новый предмет «Социально-политическую историю двадцатого века»), «Истмат» и «Диамат» – на философию, была и политология, а вот социологии ещё не было. Вполне допускаю, что этот курс читался на других факультетах, но вот в учебные планы факультета романо-германской филологии, на котором я учился, он не попал. С социологией я познакомился через непосредственное участие в исследованиях социальных проблем в сфере образования региона уже после университета и не в Тюмени, а в Сургуте.

Признаюсь, что ни в период учебы в университете, ни с момента начала трудовой деятельности в 1994 году, я не думал, что в моей профессиональной жизни произойдет такой серьезный «социологический поворот». Хотя если задуматься, то на самом деле все произошло очень гармонично. Параллельно моей работе преподавателем французского языка и латыни в Сургутском пединституте я, будучи заведующим кафедрой германских и романских языков, помимо всякой прочей организационной и административной работы по роду своей деятельности должен был бороться за набор, за сохранение французского и древних языков как в нашем университете, так и в школах города. Уже тогда в самом конце 90-х мне приходилось проводить исследования среди школьников и студентов, выявляя мотивы их выбора иностранного языка для изучения.

Постепенно исследования становились масштабнее. Мне приходилось участвовать в полевых этапах по другим заказам, в основном исследованиях ценностных и профессиональных ориентаций студентов и старших школьников. Мы, как единственный педагогический вуз в округе, должны были держать руку на пульсе, проводить профориентационную работу, мотивировать школьников получать учительскую профессию. В условиях демографического спада необходимо было ещё и заботиться о выполнении набора в наш вуз. В принципе, в Югре социальные исследования в образовании проводились, и спрос у общественности на них был, поэтому наши наработки также пришлись очень кстати. Они касались не только уже названных мною тем, но и других. Таких как: социальные представления о современном учителе, перспективах развития педагогического образования, проблемах качества педагогического образования, проблемах взаимодействия социальных общностей в сфере образования, социальных аспектах управления образованием и многих других. Все это помогло мне определиться в выборе направления диссертационного исследования, которое начинал в г. Тюмени при поддержке доктора философских наук, профессора Клары Григорьевны Барбаковой, а завершал под чутким руководством Гарольда Ефимовича Зборовского.

Благодаря поездкам на социологические конференции и круглые столы в Тюмень, Екатеринбург, Челябинск, Уфу, Москву, Санкт-Петербург знакомился с другими социологами, с многими из которых мы и сегодня сотрудничаем, проводим совместные исследования.

Почему? Вероятно потому, что действительно было осознание востребованности проводимых исследований и тех результатов, которые мы получили. Это было актуально и полезно. Наработки по учительству, по мотивации школьников к получению именно педагогического образования, опросы учителей, родителей и т.д. – все эти исследования не потеряли своей актуальности и сегодня. Социология образования, социология молодежи, социология города – это те отрасли социологического знания, в русле которых проводятся социологические исследования социологами Сургутского педагогического.

« … все, что уже сделано, и, надеюсь, ещё будет сделано – это во многом и целом благодаря Гарольду Ефимовичу Зборовскому. Ведь его научное консультирование моей докторской постепенно перетекло в совместную научную работу … Наверное, по-другому и быть не могло. … Чуть позднее к нам присоединилась Елена Анатольевна Шуклина. … она курирует методологические аспекты проводимых нами исследований. … Тот научный социологический коллектив, который сформировался в университете, – заслуга наших уральских коллег…»*.

*Докторов Б.З. Молодые социологи Сибири // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. – 2015. – №1 (109). – С.20.