Давыдов Алексей Платонович

давыдовДоктор культорологии

Главный научный сотрудник отдела сравнительных исследований социально-политических систем

Подробнее о Давыдове А.П. см. на официальном сайте ИС РАН

 

 

Почему социокультурный анализ?

Я по образованию китаист, в 1965 г. окончил Институт Восточных языков при МГУ имени М. В. Ломоносова, ныне Институт стран Азии и Африки. А сейчас специалист по социокультурному анализу социальной динамики России. Произошла революция, переворот в биографии, в профессиональном интересе и, соответственно, в специальности. Как это произошло? Почему?

Пиком моего китаеведения/азияведения была работа в 1981 – 1987 гг. в должности зав. отделом профсоюзов стран Азии и Океании Всемирной федерации профсоюзов (Прага). В апреле 1985 г. в России началась Перестройка, в 1987 г. я вернулся из Праги в Москву и обнаружил, что перестроечные события в России меня интересуют гораздо больше, чем дела в Китае. Работая в Институте международного рабочего движения РАН, я познакомился с Александром Самойловичем Ахиезером и увлекся его социокультурной методологией. В августе 1991 г. в день переворота ГКЧП на моей «Волге» мы с ним вывозили первое издание его знаменитого трехтомника «Россия: критика исторического опыта»; беседы с Сашей стали почти ежедневными: с 1992 г. начинались мои публикации в новой и интересной для меня области – предмет и методология социокультурного анализа на материале России. В 2008 г. Ахиезера не стало. Но я продолжаю его дело. Оглядываясь на пройденный путь, я не только не жалею о смене профессии, но считаю, что судьба сделала мне подарок – по этой теме я опубликовал семь книг и более двухсот статей в России и за рубежом.

Почему социокультурный анализ, у истоков которого стояли Бердяев, Аскольдов, Лосский и др., важен для науки о человеке?

Социокультурный анализ выделяет «сферу между» культурой и обществом, где встречаются культурное (в идеале – исторически сложившееся культурное богатство, культурная традиция) и социальное (в идеале – новые социальные отношения, социальная инновация, социальный эксперимент), областью своего специального интереса. Эта методология видит в изучении социокультурного смыслового пространства новые возможности для изучения человека, нацеленного на изменения в себе, на реформы в обществе и пытающегося адекватно отвечать на новые вызовы времени. Предметом социокультурного анализа является конструктивная напряженность между культурной статикой и социальной динамикой. Как это происходит?

Субъект (человек/личность, социальная группа, социальный слой, общество), задумывающийся о реформах, неизбежно начинает понимать, что черно-белое мышление дуальными оппозициями по формуле «либо-либо», которое он унаследовал от предков и к которому привык, не способно ответить на новые вопросы, не записанные в культуре, и дать новые ответы на старые вопросы. И тогда в поисках новых оснований для новых решений он выходит в социокультурную «сферу между», в которой он более свободен от притяжения властных полюсов. Однако встреча с инновацией там в этой сложной, опасной сфере ему отнюдь не гарантирована. Уйдя от полярных абсолютов, он может творчески формировать в себе новые, нелинейные смыслы, но может найти новые абсолюты, что чревато новыми бедами, а может не создать ничего, «от своих уйти, к чужим не придти» (Ф. Достоевский об образе пушкинского Онегина), стать человеком «ни то ни се» (Н. Гоголь), «камнем, лежащим на пути потока» (Ю. Левада), «химерой» (И. Клямкин, Г. Тульчинский).

Социокультурный анализ, пожалуй, впервые в российской науке об обществе делает значимые шаги в теоретизировании по поводу оснований и структуры внутрицивилизационного диалога в современной России. Делает он это через 1) выделение основных логик культуры (статичной/инверсии и динамичной/медиации), 2) исследование социокультурных/социоментальных типов (родовой индивид, осевой логоцентрик, личность), их гибридов и 3) изучение логик взаимоотталкивания/взаимопроникновения ментальных структур, а также их связи с социальным поведением (пассивное, активное, агрессивное). Социокультурный анализ не самоцель. Это инструмент, с помощью которого можно анализировать любые тексты – политические, социальные, религиозные, юридические, художественные, научные.

За социокультурным анализом большое научное будущее. В последние годы социокультурным анализом все более занимаются западные ученые (Д. Норд, Э. Гидденс). Нам нельзя отдавать приоритет в области, в которой российские ученые были пионерами.