Академический секретарь Сообщества профессиональных социологов
Член Международной (ISA), Европейской (ESA) ассоциаций и Российского общества социологов (РОС)
Аккредитованный эксперт Роскомнадзора
Член Московского общества испытателей природы (Основано в 1805 г.). Отделение Планетонавтики
Ученый секретарь Центра социологии управления и социальных технологий
Старший научный сотрудник Центра социологии управления и социальных технологий
Подробнее о Шиловой В.А. см. на официальном сайте ИС РАН
Как я стала социологом
В 1995 году я с отличием окончила ныне Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ) и получила диплом режиссёра театра. Мечта детства сбылась, я начинающая актриса, дипломированный режиссер, но будущее виделось как будто в тумане, семейная жизнь никак не совмещалась с работой в театре («гнезде разврата и позора»), поздние репетиции, спектакли, не всегда идеальные и одобряемые семьей сценические образы. Внезапно появилась, благодаря д.социол.н., проф. Тамары Завеновны Адамьянц (за что я крайне ей признательна) уникальная возможность поступить в магистратуру Республиканского центра гуманитарного образования (в настоящий момент Государственный академический университет гуманитарных наук) на базе Института социологии РАН. Произошло мое знакомство с выдающимся учёным Тамарой Моисеевной Дридзе. В последствие она стала моей научной мамой, руководителем моей магистерской, а затем и кандидатской диссертации.
Предстояло вступительное собеседование, чуть ли не на следующий день, я с «чистой» головой и светлыми мыслями отправилась в «царство» отечественной социологии – ИС РАН. Честно признаюсь, что знала я только двух социологов Карма Маркса и Тамару Моисеевну Дридзе, которая на тот момент согласилась стать моим руководителем. Лично с каждым абитуриентом беседовал профессор В.А. Ядов, я была увлечена разговором и мне, казалось, что успешно справилась, но Владимир Александрович вынес вердикт: «Она ничего не знает», на вопрос зам. декана «Ну, что не берем?», ответил: «Нет, почему же, берем, она умная». Я никогда не забуду тот момент, это был огромнейший кредит доверия и уникальнейший шанс, который мне был дан судьбой в лице выдающегося российского социолога. И потом, все время я старалась оправдать его доверие, будучи студенткой, получая из его рук аттестат магистра с отличием, а затем работая младшим научным сотрудником ИС РАН и преподавателем ГАУГН.
Первый набор был экспериментальный и уникальный по своей сути, он совпал с вышедшей серией авторских работ, подготовленных в рамках программы «Обновление гуманитарного образования в России», кроме того Владимир Александрович Ядов – декан социологического факультета, был воодушевлен возможностью пригласить ведущих в своих направлениях специалистов для чтения профильных лекций.
Я думаю, что не было другого такого прецедента, когда на одной научной социологической площадке работала такое количество «звезд первой величины». Я была потрясена, я испытала культурный шок от возможности общаться с уникальными специалистами, выдающимися учёными, которые читали нам лекции: В.А. Ядов – основы социологии, Ю.Н. Давыдов – введение в историю социологии, А.Б. Гофман – французская социологическая мысль, Н.Е. Покровский – американская социология, А.Ф. Филиппов – немецкая, З.Т. Голенкова – русская социология ХIХ века, Л.М. Дробижева – этническая социология, Л.Г. Ионин – социология культуры, М.Ф. Черныш – марксистская теория, О.М. Маслова – методология и методы социологического исследования, Г.Г. Татарова – анализ данных, Ю.Н. Толстова – измерение в социологии, М.С. Косолапов – выборочные методы, Г.С. Батыгин вел методологический семинар, кроме того нам читали И.Ф. Девятко, В.В. Семенова, Е.Ю. Рождественская, В.В. Щербина и другие преподаватели. Я ставила их себе в пример, стремилась быть похожими на них.
Детский восторг от академической атмосферы, от царящего демократизма, от изобилия научной мысли, сменился учебными буднями, я увлеченно штудировала труды классиков социологии, не пропустила ни одного занятия, мужественно писала самостоятельные и курсовые, осваивала математические методы анализа данных. Слова: общность, квази-группа, социальные институты, движения, процессы, субкультура, ценности, статус, роль, неравенство, латентные функции, девиация, одномерное развертывание и многомерное шкалирование, наконец-то наполнись для меня определенными смыслами.
В «захлеб» прочитала Пера Монсона «Лодку на аллеях парка» и Питера Бергера «Введение в социологию», рекомендованные В.А. Ядовым. Лекции Владимира Александровича помню до сих пор, храню конспекты, книги с его автографами, записки с добрыми словами. Считаю его своим научным папой. Сильное влияние на мое становление, как профессионального социолога оказали проф. Н.Е. Покровский и проф. А.В. Тихонов, проф. Яницкий О.Н., я признательна им за научные советы, поддержку и дружеское понимание. Окончательно мое становление, как социолога состоялось, когда под руководством Акимкина Евгения Михайловича, я побывала в экспедиционном исследовании и в полной мере окунулась в особенности эмпирической, командной работы, собрала свой первый массив глубинных экспертных интервью, попробовала себя в качестве аналитика.
Я считаю, что жизнь в науке ничуть ни менее интересна, а в чем-то более увлекательна жизни в искусстве, и на вопрос: «не жалею ли я, что не сложилась театральная профессиональная карьера», отвечаю: «я счастлива, что получила возможность заниматься наукой». Здесь нет кулис и ярких рамп, громких оваций, но здесь есть тихие споры, интеллектуальные беседы, выпуски новых книг и журналов, конгрессы и конференции, здесь есть бескрайние «поля» (проф. сленг. – полевые исследования) и стремление познать истину.