Россия и Китай: молодежь XXI века

1Предлагаемая вашему вниманию монография – результат плодотворной научной работы Института социологии Российской академии наук и Института социологии Китайской академии общественных наук. Монография вышла на русском языке (издательство «Новый хронограф») и на китайском языке (издательство «Social Sciences Academic Press» (China)).

Это не первый продукт научного сотрудничества двух институтов. В 2012 году (в Китае в конце 2011) была опубликована книга «Россия и Китай: изменения в социальной структуре общества». Эта монография была посвящена серьезному исследованию социального расслоения и стратификации, и подготовлена по результатам социологических исследований в России и в Китае.

Продолжая традицию, российские и китайские исследователи поставили перед собой задачу сравнительного исследования молодежи России и Китая с точки зрения ее нынешнего положения в обществе, испытываемых ею проблем и будущих перспектив, опосредованных социокультурными и политико-экономическими условиями жизни. Свое внимание ученые обратили на молодое поколение, поскольку именно его представители становятся «двигателем прогресса», носителями потенциала развития.

Сегодняшняя молодежь – это та часть общества, которая в течение последних 25 лет прошла активную вторичную социализацию в условиях трансформационных процессов, как в России, так и в Китае. О проблемах молодежи много пишут в обеих странах, и в обеих странах представления о ней самые различные и противоречивые: кто-то хвалит нынешнее молодое поколение за инициативность и самостоятельность, кто-то ругает за ранний жизненный прагматизм и нигилизм.

В ответе на вопрос, какова же молодежь современной России и современного Китая, ученые опираются на три уровня научного анализа: определяют совокупность исходных теоретических и методологических принципов, осуществляют собственно прикладные исследования и, наконец, дают всестороннюю интерпретацию результатов с выходом на фундаментальные трактовки и обобщения ключевых проблем.

Указанные принципы задают структуру монографии. Вначале в ней излагаются теоретико-методологические и исторические предпосылки изучения проблем молодежи. Далее исследуется демографическое положение молодого поколения, рассматривает состояния и проблемы функционирования системы образования, преодоления существующих неравенств в доступе молодых людей к качественному получению знаний. Одна из глав книги посвящена изучению проблем брака, семьи и половых отношений, так как они составляют особую сферу жизнедеятельности молодежи, механизмов демократии и институтов гражданского общества.

Обращаются авторы монографии и к такой не менее важной проблеме образа жизни современных молодых людей как особенности идентичностей и ценностных ориентаций, а также их досуговые предпочтения, основные виды и формы использования свободного времени, которые являются определяющими для разных когорт. В связи с этим в самостоятельный раздел выделены вопросы включения молодежи в Интернет-пространство, особенности использования различными возрастными и профес-сиональными группами социальных сетей. В заключительном разделе рассматриваются жизненные планы российской молодежи, ее положение и роль в обществе трансформационного типа.

 

Содержание

Предисловие

Глава первая. Исследования молодежи: прошлое и настоящее

1.1. Исторические и теоретико-методологические предпосылки исследования молодежи в России. Горшков М. К., Шереги Ф. Э.

1.2. Исследования молодежи в Китае: социальные перемены и развитие. Менг Лей.

Глава вторая. Демографическая ситуация современной молодежи

2.1. Демографические характеристики молодежи в России. Захаров С. В. Митрофанова Е. С.

2.2. Демографические характеристики молодежи Китая. Чжанг Йи, Тианг Фенг.

Глава третья. Культура и ценности молодого поколения

3.1. Особенности идентичностей и ценностных ориентаций российской молодежи. Мареева С. В.

3.2. Молодёжная культура и социальная экология – государство, рынок, технология и общественное участие в Китае. Менг Лей.

Глава четвертая. Потребление и досуг современных молодых людей

4.1. Потребление и досуг молодежи в России. Козырева П. М., Низамова А. Э., Смирнов А. И.

4.2. Модели потребления современной китайской молодежи: фокус на межклассовых различиях и различиях между городом и селом. Жу Ди.

Глава пятая. Репродуктивное поведение молодежи

5.1. Российская молодежь: семья, брак и сексуальность. Козырева П. М., Лежнина Ю. П.

5.2. Любовь, брак, семья и половые отношения: современная китайская молодежь. Тианг Фенг.

Глава шестая. Гражданские позиции поколения переходного периода

6.1. Поколение «нулевых»: идеологические установки и политическое участие в России. Петухов В. В.
6.2. Поддержка демократии среди поколения периода перехода Китая к рынку: исследование студентов и выпускников элитных китайских университетов. Пенг Лу.

Глава седьмая. Вопросы образования молодого поколения

7.1. Российская молодежь: образование и занятость. Констанстиновский Д. Л.
7.2. Образование и занятость молодежи в Китае. Ли Чунлинг.

Глава восьмая. Молодежь, коммуникации и информация

8.1. Молодежь в информационном пространстве России: интернет-участие и коммуникации. Тюрина И. О.
8.2. Молодежь и использование Интренета в Китае: предвестники гражданского общества в Интернет-пространстве. Ши Юнкинг.

Глава девятая. Настоящее и будущее молодежи России и Китая

9.1. О жизненных планах российской молодежи: настоящее и будущее. Горшков М. К., Шереги Ф. Э.
9.2. Китайская молодежь перед лицом новых возможностей и вызовов. Ли Пэйлинь.